Статьи Профессия: Редизайнер Аттракционов

Профессия: Редизайнер Аттракционов

Княжицкая Т. В. Редизайнер аттракционов. // «Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки» №3 (19) 2018.


Аннотация: На примере деятельности художника и дизайнера Антона Андреевича Куянова в статье рассматривается тема обновления устаревших аттракционов в соответствии с идеологий развлекательных парков и, шире, всей современной культуры. Обозначена роль аттракциона как одного из главных элементов в формировании визуальной образности парка начала ХХI века. Описаны этапы работ по реставрации и редизайну аттракционов и других элементов парковой среды.

 

Ключевые слова: аттракционы, дизайн, редизайн, реставрация аттракционов, парк, индустрия развлечения

Слово «профессия» происходит от латинского «profiteor» «объявляю своим делом». В начале ХХI века сфера профессиональной деятельности для подавляющего большинства людей предопределяется образованием, особенно если речь идет о пользующихся массовым спросом специальностях. Уникальных профессий в наше время осталось не так уж много. Журналисты и блогеры обычно упоминают их среди курьезов, стремясь удивить читателя или посмеяться над нелепым с точки зрения мнения большинства занятием одиночек. Но не редки случаи, когда выбор деятельности зависит не только от природных склонностей и интересов личности, полученного образования, но и от совпадения множества условий, уникальных обстоятельств жизни конкретного человека. Тогда все навыки, приобретенные личностью, аккумулируются в специфической, нигде и, возможно, никогда более, не востребованной деятельности, и на свет появляется совершенная новая профессия, которую не найти в справочниках.

Такую профессию имеет Антон Андреевич Куянов. Он – редизайнер аттракционов, один из немногих в России. Смысл его работы без труда считывается из комбинации слов «редизайн», то есть обновление, создание нового дизайна,  и «аттракционы», но не исчерпывается ими.

Профессия эта уникальна специфичностью проживаемого нами отрезка истории и вряд ли продолжит свое существование в будущем. Ее возникновение связно не столько с достижениями науки и техники, применяемыми в сфере индустрии развлечений, сколько с новыми социокультурными ценностями начала ХХI века, пришедшим на смену смыслам постсоветского общества в России.


Аттракционы – сооружения или устройства для развлечения людей – не нуждаются в представлении. Еще на заре человеческой культуры появились качели и горки, эти древнейшие аттракционы и сейчас устанавливают на детских площадках. За историю человечества аттракционостроение прошло путь от примитивных конструкций до сложнейших механических и инженерных систем. В начале ХХI века оно представлено комплексными устройствами, в которых аппаратная и электрическая часть работают под управлением человека и программного обеспечения.

Развитие научно-технической мысли человечества способствовало усложнению устройства аттракционов и, одновременно, росту эмоционального «градуса» развлечения людей. Художественные предпочтения эпохи определяли их внешний вид и включенность в окружающее пространство, идеология времени – философию смысла.

Сегодня, как и много веков назад, место установки аттракционов – это территории, специально отведенные для коллективного отдыха – парки и большие закрытые сооружения с искусственно созданной средой. Было бы наивным считать, что этот факт определяется исключительно формой хозяйственной эксплуатации этих пространств, предназначенных, казалось бы, исключительно для развлечения людей посредством предоставления платных услуг. Любой парк является территорий культуры. Не в том узком смысле, о котором прямо говорили таблички советских парков «культуры и отдыха». А в том изначальном первосмысле, который заложен еще в истории Эдема. Райский сад – особенная территория, где происходит взаимодействие людей друг с другом, с миром, с духовными ценностями и идеалами, он имеет продолжение в любом парке, в любые времена. И современный парк аттракционов демонстрирует нам эти отношения не менее откровенно, чем другие формы современной культуры [1]. Парк – это своего рода социокультурный текст, в котором главная роль отводится визуальным образам. Такими образами в разные времена были архитектура и изобразительное искусство: скульптура, павильоны и беседки, фонтаны, садово-парковое искусство, монументальные росписи, планировка и ландшафтные работы, – все это составляет «говорящий» комплекс, в котором люди, осознанно или нет, «считывают» идеологию эпохи.

О чем стремится нам рассказать современный парк развлечений? Если не перечислять возможные варианты тематизации парков, а их может быть столько, сколько тем было в истории человечества, и сколько создано миров в литературе и искусстве, то главная, центральная идея любого современного парка аттракционов, его философская суть – это не только получение удовольствия, но и преодоление человеком своих возможностей, а в более широком смысле преодоление человеческого вообще и «выход» за рамки мира, очерченного реальностью.

Аттракцион – «сердце» парка развлечений, то волшебное место, где творится превращение рядового гражданина, человека из толпы в нечто большее, в ту личность, которая является идеалом своего времени. В большинстве парков, особенно тех, которые созданы давно и лишь обновляются в соответствии с требованиями эпохи, именно аттракцион является главным визуальным элементом, через который раскрывается ситуация времени, уже сформулированная в других формах культуры: изобразительном искусстве, кинематографе, компьютерных играх. Если раньше главным визуальным элементом в парке была скульптура и архитектура, то сейчас это трехмерные объекты, которые являются слепком с вымышленной реальности, представленной в кинематографе. Фигуры героев мультипликационных и кинофильмов, расставленные в парках вместо традиционной скульптуры, а также аттракционы, оформленные под определенную и, как правило, уже знакомую зрителю тематику, заменили традиционные формы художественной визуализации. Активные виды культурного досуга, которые побуждают человека совершенствовать свои способности: игры, спортивные состязания, концерты, в наше время мало пользуются спросом, в отличие от развлечений путем пассивного получения удовольствия и новых впечатлений.

Образы, ставшие популярными благодаря кинематографу, такие, как Супермен, Человек-паук, другие существа со сверхспособностями, вдруг волшебным образом выделившиеся из толпы обычных непримечательных граждан, становятся спасителями человечества, защитниками слабых и борцами за справедливость. Чудеса вымышленной техники, антропоморфные гибриды людей и роботов, также становятся героями нашего времени, увлекая своими способностями. Отсюда и главная идея нашего времени – получить признание социума не путем личного самосовершенствования, настойчивости и преодоление трудностей, а благодаря волшебному дару или синтезу с механизмом.

Героизм сегодняшнего дня уже не является следствием положительных моральных качеств личности, выносливости физического тела, напряжения человеческих сил, сколько употребление неожиданно полученных сверхспособностей ради неожиданных эмоциональных впечатлений. И наши современники охотно путешествуют в мир фантастических героев в том числе и через потребление продуктов индустрии развлечения.

Аттракционы всегда притягивали людей возможностью почувствовать те эмоции, которые недоступны им в повседневности или доступны лишь в пиковые моменты активных переживаний момента. А сегодня  те чувства, которые переживали лишь легендарные герои и «сверхлюди» в момент свершения подвигов, те действия, которые требовали от человека сверхусилий в достижении целей, в парке развлечений начала ХХI века может пережить каждый в условиях предельной безопасности: упасть с огромной высоты, отправиться в полет с невероятной скоростью, пережить страхи и ужасы и выйти из них невредимым, испытать перегрузки, погружение под воду, спуск по горной реке и многие другие приключения. Преодолеть свои человеческие «слабости», которые тысячи лет были защитным механизмом, обеспечивающим выживание человечества как вида, и получить от этого удовольствие, –  вот в чем концентрированный смысл современного аттракциона. Иммерсивные технологии, идущие на смену механизированным конструкциям из пластика, проводов и металла, создают полную иллюзию иной реальности и эффект присутствия в ней человека, целиком увлекая людей в виртуальный мир. В этом мире человеку гарантирована физическая безопасность, но не защита от эмоциональных перегрузок, поскольку виртуальная реальность имеет возможность вторжения в сферу человеческой психики. Внешний дизайн для устройств, погружающий сознание в вымышленную реальность, уже не будет иметь такого существенного значения, какое он имеет сегодня для традиционных аттракционов. Рано или поздно его вытеснит трехмерное цифровое искусство. Пока это будущее не наступило, и аттракционы сохраняют свой формат материальных объектов, остается задача приведения их внешнего вида в соответствие с темой парка аттракционов или, как минимум, с пожеланиями владельца.

Подавляющее большинство аттракционов в России устарели, и не столько физически, сколько морально. В основном их материальной базой остаются изделия «родом» из Советского Союза. И дело не столько в том, что возраст некоторых конструкций более полувека, а в том, что наследники больших заводов аттракционов в России продолжают производить одни и те же типы устройств в тех же формах, что и полвека назад: колесо обозрения, карусели, аттракционы «Орбита», «Ракета» и другие. Как правило, на таких предприятиях нет отделов, отвечающих за дизайн. Традиционные формы люлек, вагончиков, лошадок и других фигур снова и снова штампуются со старых образцов, меняется только их окраска, что часто только усиливает несоответствие данности задачам времени.

Обновление парка аттракционов всегда требует от владельца больших материальных затрат, ведь даже покупка новых устройств, российского или заграничного производства, часто предполагает их улучшение еще до начала эксплуатации. Добавим к этому износ старых конструкций и их декора, необходимость в ремонте и покраске – и мы очертим круг приложения сил по реставрации аттракционов и их редизайну.

Антон Куянов живет в Новоросийске и более восьми лет работает с парками развлечений по всему черноморскому побережью, с заказчиками из Петербурга, Москвы, Красноярска и других городов России. За это время через его руки прошло более тридцати различных аттракционов. И для каждого он создавал новую дизайн-концепцию на базе имеющихся материальных форм и конструкций. Дело это не из простых, особенно учитывая, что ему приходится работать с уже потрепанными временем и людьми артефактами.

Процесс создания современного образа аттракциона для Антона делится на три задачи: создание нового дизайнерского решения, ремонт и восстановление исходной формы, и художественно-практическую стадию реализации задуманного.

Концептуальная часть имеет исходной точкой пожелания заказчика или идею для оформления, предложенную художником. Лишь в редких случаях дело ограничивается реставрацией аттракциона с повторением старого дизайна, но точную копию Антон Куянов не делает никогда. Принимая во внимание имеющуюся стилистику, художник превращает объект в благородное «ретро», подчеркивая те черты, которые составляют его главное очарование и символизирует его принадлежность определенному времени. Так, например, эскадрилья помутневших от эксплуатации и непогоды самолетов в маленькой карусели итальянского производства Zamperla в парке города Геленджика после обновления превратились в стильный аттракцион «под старину». Тусклый бордовый цвет художник заменил на ярко-красный как символ ушедшей эпохи СССР, добавил характерных деталей и вот – обновленные аэропланы с двойными крыльями словно слетели из неторопливых советских мультфильмов, чтобы снова уносить маленьких детей к их первым победам. В большинстве случаев концепция редизайна предполагает значительное образное обновление аттракциона. Антон Куянов может превратить потрепанный катер в нарядный пиратский фрегат, безликую капсулу для пассажиров в фантастический модуль для космических полетов. В 2018 году состарившийся аттракцион «Полёт» производства ООО «ФАТ» Рязанской области становится чудом техники с намеком на его происхождение из популярного современного анимационного фильма (находится в поселке Кучугуры, Краснодарский край). Новые аттракционы не всегда имеют удовлетворительный дизайн, и еще до первого монтажа Антон «доводит» их образ до более точного звучания. И тут возможна полная смена темы аттракциона, изначально заданной производителем. Так, люльки аттракциона китайского происхождения, выполненные в форме легковых автомобилей, пришли к заказчику банально окрашенные в красный цвет. Антон придал им сходство с гоночной машинкой Маквин – героем знаменитого мультфильма «Тачки» (редизайн 2015 г. аттракциона из городского парка г. Анапы). Несколько составов традиционного аттракциона «Веселые горки», имеющих вид  грузовых машин с прицепами в результате полной реставрации и редизайна сменили тему на «звериную» и теперь уже в центральном парке города Геленджика посетителей катают не грузовики, а яркие тигры, жирафы, зебры и леопарды. Одновременно с тематикой и художественным решением продумывается новая электрическая подсветка аттракциона, так как парки работают допоздна, и светодизайн объекта является важной частью его привлекательности в вечернее время.

Вторая стадия работ – ремонт и воссоздание первоначальной формы жестких корпусных элементов аттракциона. Первым делом детали должны быть отмыты от наслоений уличной грязи, произведен полный демонтаж деталей и подсветки. Пластиковые фигуры – полые внутри, и через любое отверстие случайным и намеренным образом внутрь попадают мусор и монеты, разные вещи и игрушки, появляются птичьи и осиные гнезда. Антон рассказывает, как однажды нашел в люльке аттракциона одинокий детский ботинок, а разбирая шатер карусели, обнаружил панамку, задутую туда ветром.

Самые «болевые» места, обычно страдающие от времени и эксплуатации – монтажные швы, которые соединяют части стеклопластиковых форм друг с другом. Со временем швы могут разойтись. Для их заделки используются тех же материалы, что и при производстве – эпоксидные составы и стекловолокно. Мелкие дефекты: сколы, отверстия, – заделываются, покрываются шпаклевкой, вышкуриваются, затем грунтуются и снова вышкуриваются для дальнейшей окраски.

Третья стадия работ – окраска, роспись и лакировка, – следуют технологическому циклу, принятому в лакокрасочных работах при ремонтах автомобилей. Роспись производится бесконтактным способом с помощью краскораспылителей и аэрографов.

Современные парки аттракционов тяготеют к созданию единой тематической среды. В прошлом осталось то время, когда Луна-парки монтировалась на пустой асфальтовой площадке. Парки начала XXI века предполагают создание искусственной среды, в котором все элементы подчиняются определенной теме. Поэтому не только сами развлечения, но и постройки разного назначения в парке создаются или реновируются в соответствии с заданной тематикой. Если речь идет об обновлении всего пространства парка, то возникает необходимость в модернизации имеющихся построек, и один из самых качественных и долговечных способов – это создать расписную иллюзию на стене сооружения, или, как раньше говорили, «обманку». Роспись стен хозблоков, подстанций, создание привлекательных декоративных вывесок тоже входит в задачи редизайна, уже не конкретного аттракциона, но и всего пространства парка,  чем достигается его тематизация.

Антон Куянов – мастер широкого профиля. Его деятельность в качестве редизайнера и реставратора аттракционов имеет сезонный характер и занимает период с января и до начала лета, когда владельцы готовят оборудование к туристическому сезону. В остальное время он изготавливает бетонную и керамическую плитку для фасадов и интерьеров, мозаику, делает декоративную резьбу по гипсу, расписывает стены, создает на заказ авторские артефакты и думает о том времени, когда сможет воплотить свой собственный уникальный аттракцион с авторским дизайном. В нюансах зная сильные и слабые стороны современного производства аттракционов в разных странах, отслеживая новинки и анализируя пожелания заказчиков, Антон отдает предпочтение традиционным видам развлекательных устройств. Ему нравятся  классические карусели: цепочные и «свадебные», – та «классика», проверенная временем, в которой эмоциональные переживания момента посетителем дополняются эстетическим впечатлением, где полет и скорость возвышают душу, будят фантазию и очищают сознание максимальной включенностью в «здесь и сейчас», а состояние потока дает человеку ресурс для новых достижений его естественной человеческой природы.

Пока мы ждем наступления эры иммерсивных технологий, люди продолжают употреблять увеселенья в том формате, какой сегодня предлагает им индустрия развлечения. Останутся ли механизированные аттракционы в будущем, какими они будут, какие образы будут транслировать – покажут ближайшие десятилетия. А пока Антон Куянов занимается реставрацией аттракционов и новыми дизайнами старых форм осуществляет визуальную эволюцию культурных смыслов в парках развлечений начала ХХI века.

Список литературы

 

1. Девятова Н. Л. Парк как социокультурная форма // Вестник челябинского государственного университета, 2009. № 42 (180). Философия. Социология. Культурология. Вып. 15. С. 93–96.